Сладкие Учителя
Существуют люди, которых можно назватьучителя "сладкие " - т.е. те, что говорят общими словами, которых изначально ждёт аудитория - не затрагивая реального конкретного человека с его реальными конкретными недоработками.
Люди, разъезжающие по миру с лекциями, учителями не являются: это не учителя - это рассказчики. Но в чём разница - ведь они же рассказывают, как правильно поступать, как правильно жить...
Разница между учителем и рассказчиком кардинальна: в паре учитель-ученик всегда необходимо действие - а иначе обучение не происходит, а происходит загрузка ума - лекция.
Лекция - это та форма "обучения", к которой приучены европейцы: лектор говорит плюс-минус отработанный текст, как магнитофон - мы запоминаем и считаем, что учимся. Но в лекции не задействована конкретная личность с конкретным действием! Поэтому полному залу народа на лекции очень понятны фразы типа "Нужно жить в балансе (или в любви)!" - но если бы после этой фразы пришлось бы непосредственно кого-то ОБУЧАТЬ жить в балансе - а не просто слушать о нём - то неизбежно дело дошло бы и до конкретных недостатков, которые надо исправлять, над которыми надо работать. А это уже не так сладенько, как послушать лекцию о чужих успехах, здесь не пофантазируешь - здесь НЕИЗБЕЖНО будет и напряжение, и боль переходов, и несогласие и активное сопротивление психики, и взрыв эмоций. Но здесь будет РЕАЛЬНЫЙ рост, и РЕАЛЬНАЯ жизнь - а не поглаживание шаблонов ума.
Лекция - это та форма "обучения", к которой приучены европейцы: лектор говорит плюс-минус отработанный текст, как магнитофон - мы запоминаем и считаем, что учимся. Но в лекции не задействована конкретная личность с конкретным действием! Поэтому полному залу народа на лекции очень понятны фразы типа "Нужно жить в балансе (или в любви)!" - но если бы после этой фразы пришлось бы непосредственно кого-то ОБУЧАТЬ жить в балансе - а не просто слушать о нём - то неизбежно дело дошло бы и до конкретных недостатков, которые надо исправлять, над которыми надо работать. А это уже не так сладенько, как послушать лекцию о чужих успехах, здесь не пофантазируешь - здесь НЕИЗБЕЖНО будет и напряжение, и боль переходов, и несогласие и активное сопротивление психики, и взрыв эмоций. Но здесь будет РЕАЛЬНЫЙ рост, и РЕАЛЬНАЯ жизнь - а не поглаживание шаблонов ума.
Вот почему многим людям так нравится бегать по лекциям - и так не нравится предметно (т.е. по позициям, глубоко) работать над собой. Лекция безопасна - и сохраняет чувство собственной значимости - тогда как реальная практика сдирает его как тонкую пленку под ураганным ветром реальных изменений.
По этой же причине большинство так любит читать книжки про практику: в этом чтении исключен самый главный персонаж - ТЫ! Это как жирный, опившийся пива мужик, лежа на диване смотрит боевики с Брюсом Уиллисом и прочими героями, спасающими мир - и чувствует себя участником этого действа. У него в мозгу даже возникают соответствующие реакции, его конечности слегка подергиваются в ритме ударов Брюса Уиллиса или Джета Ли. Он вполне может сказать себе "Когда я смотрю это - я ведь меняюсь!".
Да, отчасти это правда - зеркальные нейроны именно так и устроены, и для определённого типа обучения это работает. Но мы прекрасно понимаем, что таким образом нельзя стать реальным профессионалом в каком-то деле - можно лишь слегка перестроить свой мозг.
Поэтому лекция - это некий энергетический обман, в котором, нет, при этом, ни слова неправды. И если человеку не нужны реальные изменения, реальный рост, то ему нравится слушать красивые слова о возможностях: он чувствует себя приобщенным - а самому ему, при этом, ничего делать не надо: только слушать и радовать учителя своим вниманием.
И многие такие "сладкие учителя" прекрасно знают свой инструмент манипулирования аудиторией - они дают ровно то, что ожидает аудитория, слегка преукрашивая свои рассказы непроверяемыми фантазийными рассказами.
Но задача реального учителя - это не чтобы "клиент" ушёл довольным и ублажённым - а взорвать мозговое сопротивление ученика, чтобы тот смог превзойти самого себя - что и является реальным обучением: стать сегодня лучше, чем вчера - уметь больше, чем вчера. А лекционное поглаживание такого роста не даёт.
И многие такие "сладкие учителя" прекрасно знают свой инструмент манипулирования аудиторией - они дают ровно то, что ожидает аудитория, слегка преукрашивая свои рассказы непроверяемыми фантазийными рассказами.
Но задача реального учителя - это не чтобы "клиент" ушёл довольным и ублажённым - а взорвать мозговое сопротивление ученика, чтобы тот смог превзойти самого себя - что и является реальным обучением: стать сегодня лучше, чем вчера - уметь больше, чем вчера. А лекционное поглаживание такого роста не даёт.
Формально в этих лекциях, в этих "сказках о силе" никакой лжи нет - а по факту она есть, и она огромна: человек лекций может искренне думать, что он растёт. И если он никогда не будет эти свои способности проверять, то он может никогда и не узнать, что этим трюком со "сладкими учителями" он позволил себя обмануть.